Какие привычки родители передают детям. Культура поведения.

«Яблоко от яблони» или какие привычки мы передаём нашим детям?


Формирование культуры поведения ребёнка

 

Формирование культуры поведения – приоритетное направление воспитания ребёнка. Считается, что указанная выше культура формируется коллективным путём, начиная с детского сада, где воспитанникам обязаны привить чувства коллективизма, сострадания, ответственности, взаимовыручки и дисциплинированности.

 

Под «культурой поведения», как правило, понимается постоянное поведение человека, отношения с другими людьми и построение поведенческих моделей при занятии иными видами жизнедеятельности. Определение культуры поведения базируется на конкретных нравственных установках, содержащих чёткие модели поведения в той или иной жизненной ситуации.


Экскурсии для детей и взрослых >>

Готовые семейные туры на море >>

Книги для детей и их родителей >>


Родительский пример и его влияние на детей

 

Решающее влияние демонстрирует пример. Родители – первые люди, которых ребёнок видит в жизни, и родительский пример заразителен. Ребёнок перенимает у родителей основополагающие поведенческие установки. Отец и мать не ставят цель обучить детей подобным нравственным установкам, да и сам ребёнок не специально перенимает пример. Часто ребёнок вынужден брать далеко не положительный пример. Однако исключительно этот показатель подконтролен только самим родителям, не опираясь на социальный статус и положение.

При разговоре с родителями ребёнок (часто несознательно) получает основополагающий взгляд на жизнь и даже манеры. Родители – пример для малыша, и тут неважно, положительный пример или отрицательный. Пример — несознательная часть воспитания, но при этом системообразующая. Сами родители способны оценить опыт собственного детства, личное отношение к бабушкам и дедушкам детей, вместе с конструктивностью или деструктивностью подобного примера. Если пример конструктивный, то допустимо повторение с новыми поколениями. Однако, как говорилось выше, дети не делят родительский пример на конструктивный и деструктивный. Если родители испытывают серьёзные проблемы со смертельно опасными веществами, то их ребёнок чуть ли не автоматически подпадает под категорию «трудных». При конструктивном примере со стороны родителей ребёнок получает шанс попасть в категорию «интеллигенты».

Опыт детства и взаимоотношения с родителями остаются с человеком до конца его дней. Со взрослением человек имеет возможность пересмотреть свой жизненный опыт, принять и сохранить некоторые установки, принятые в детстве, а некоторые отклонить по тем или иным причинам. Однако пример родителей способен сохраниться с человеком на продолжительный период его жизни, особенно в том случае, если он сам станет на их место.

Для воспитания своих детей в любви и счастье требуется «вымерять» каждый поступок, а, ещё лучше, проецировать его на себя. Нельзя поощрять ложь, ругать своего ребёнка просто для того, чтобы ругать, и совершать плохие поступки «во имя общего блага» (чтобы также не поощрять подобные поступки со стороны своего ребёнка). Требуется обладать немалой выдержкой и сдержанностью, т.к. деструктивный пример в разы более заразителен, чем конструктивный.

Таким образом, в определённой степени, воспитание ребёнка может быть преобразовано в самовоспитание. При указанном сценарии развития событий родители могут приобрести немалый авторитет в глазах своих детей.

Ценностные установки и повседневный быт могут передаваться детям каждый день. Дети смотрят на родителей, как на основную модель своего поведения. При положительном примере это позитивно сказывается на воспитании детей. Однако иногда даже самые добрые намерения могут привести к пагубным последствиям. Например, явный уход от назойливой проблемы способен привести к приобретению у ребёнка страха перед трудностями. И, наоборот, успешное решение проблемы вдохновляет детей на мини-«подвиги».

Конечно, очевидно, что человек – это не робот и имеет свои определённые чувства и эмоции. Однако для детей, которые на ранних этапах своей жизни, как губка, впитывают окружающий мир, это не имеет никакого значения. И важно это понимать.

Если родители хотят добавить своим детям немного терпения, требуется самим его проявлять, причём в немалых порциях. Если родители хотят видеть счастливую дружбу своих детей со сверстниками и иными окружающими людьми, требуется самим демонстрировать позитивный пример дружеских отношений. Если родители хотят видеть сострадание в своих детях, требуется самим его проявлять.

Попробовав оценить своё поведение «со стороны» и поняв конструктивность или деструктивность своего влияния на детей, можно изменить свои подходы к воспитанию детей. Если человек хочет дать своим детям конструктивный пример, придётся меняться. Не ради себя. Ради детей. Благодаря этому, у человека появляется отличная возможность улучшить свой моральный облик.

Манера речи родителей как пример для своих детей

 

Очевидно, детьми копируется и манера речи родителей. Для конструктивности подобного примера речь должна соответствовать основным нормам используемого в семье языка, без приказного порядка и быть понятной для ребёнка. Требуется относиться с пониманием к возможному первоначальному отсутствию восприятия сказанной информации со стороны ребёнка и, при необходимости, повторить. В крайнем случае, можно проверить, внимательно ли дитя слушало своих родителей, попросив продублировать сказанную информацию, но снова без приказного порядка.

Не рекомендуется громкая манера речи. При громкой манере речи самого ребёнка бессмысленно перекрикивание. Вместо этого можно максимально понизить голос, что потенциально способно успокоить «крикуна».

Требуется повышение интереса ребёнка к сказанным словам. Всегда нужно отвечать на детские, даже самые глупые, вопросы. При недостатке знаний не требуется выходить за рамки своеобразного «этикета». Также не требуется «перегружать» ребёнка избыточным количеством информации.

Ребёнок не должен быть пассивной стороной разговора с родителями. При получении знаний требуется проверка и обсуждение услышанного и сказанного. Отличным выходом из ситуации считаются иллюстративные знания. Можно заменить монотонное чтение сказок иллюстрированным аналогом. При развитом образном мышлении ребёнок способен передать эту сказку с высокой степенью достоверности. Указанную процедуры развивают память и даже речь.

Получаемая информация должна соответствовать возрасту и текущему потенциалу ребёнка. Слишком «пустяковые» задания превращаются для ребёнка в рутину. И, наоборот, задания, не отвечающие возрастному критерию, непосильны для выполняющего и также не вызывают особенного интереса. Задания должны как быть выполнимыми для ребёнка, так и интересными.



Популярное на сайте

Русские классики

Популярные детские авторы

Стихи по темам


Добавить комментарий

Пример HTML-страницы
Back to top button